+7 (499) 938-95-70
Пн-Пт 9:00 — 18:00
Москва

Супервайзер. Кто такой супервайзер коучинга?

Что такое супервайзер в торговле, людям уже более или менее ясно. Это, так сказать, руководитель бригады продавцов. Для перевода с английского можно подобрать ёмкое русское слово «смотрящий». Но вот что же такое супервайзер коучинга?

Это два разных термина. Никакого отношения к «бригадирству» или руководству. Здесь мы имеем дело с особой породой коуча.

Что собой представляет коучинг понимают лишь те, кто столкнулся с вопросом вплотную, прочувствовал его на собственной шкуре. Этот деликатес довелось попробовать весьма ограниченному кругу счастливчиков, хотя многие о нём слышали.

Коучинг — услуга для элиты бизнеса. Интеллектуальной элиты. Это не значит, что он не нужен всем поголовно. Просто консервативное большинство ещё долго будет приглядываться. А затем качественный коучинг войдет в привычку, а некачественный — умрет естественной смертью.

Лучшее его определение дал Майлз Дауни (английский специалист по стандартам коучинга): искусство содействовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека. Как видите, формулировка весьма широка, её можно трактовать по-разному. Прольем же свет на это таинственное явление, дабы раз и навсегда внести ясность и не вводить более честной народ в мрачное замешательство. Ведь вопрос мы рассматриваем практичный, необходимый всякому. От мала до велика. А из-за непонимания люди могут отстраняться, и думать, что это их не касается.

Глобально, с точки зрения методики предоставления, существует два вида коучинга. Для того, чтобы разделить их, мы называем специалистов этих двух школ «коучами» и «супервайзерами». Чем же занимается коуч, а чем супервайзер? И каковы обязанности супервайзера по отношению к клиенту?

Коуч ведет умные беседы, задает вопросы, наталкивает на мысль и всячески поощряет человека к размышлениям и самостоятельному поиску решений. Это такой вид собеседника, после разговора с которым у клиента должны появиться собственные ответы на собственные же вопросы. Работа коуча граничит с искусством, а сам он подобен мудрецу. Очевидно, что в подобной работе стандарты либо отсутствуют, либо чрезвычайно размыты. Коучинг такого типа практиковал Сократ, и его «клиенты» заканчивали тем, что осознавали глубину собственного невежества. Тоже, кстати, немалый результат. Но далеко не каждый коуч в России подобен Сократу.

После того как человек согласился признать себя тупицей, гуманнее будет всё же дать ему ответы. Для этих целей и существуют «супервайзеры», которые проводят коучинг иного рода.

Супервайзер — специалист, работающий по жесткому стандарту. В его работе нет места искусству. Его манера держаться, разговаривать, его сердцебиение и движение крови, каждое слово и движение — всё подчинено строжайшему регламенту и единой цели: добиться стандартного результата в 100% случаев (по факту в 97,5%, так как примерно 2,5% клиентов больны на голову от рождения). Таких специалистов учат до кошачьего блеска, пока каждый аспект технологии не станет частью их ДНК. Кстати, для допуска к работе каждый из них заполняет тест на коэффициент интеллекта, есть проходной балл (чего не практикуют в среде коучей).

Конечно же, безопаснее, быстрее и результативнее получать достижения под руководством супервайзера, если подобная услуга доступна и её программа соответствует вашим потребностям. Так как программы, проводимые супервайзерами, а) полностью стандартны, б) приводят к заранее известным целям. Отсюда проистекают плюсы: такие программы можно стандартизировать, возможный брак — исправлять, а результаты — гарантировать. Что невозможно при коучинге обычного, «разговорного» типа (который чем-то напоминает психотерапию). На сегодняшний день работа с супервайзером — самая передовая методика коучинга для руководителей (это касается как личностного life-coaching, так и business-coaching). Ничто другое просто невозможно даже начинать сравнивать с этой технологией, настолько велико техническое преимущество. В результате можно ожидать повышение уровня осознания клиента в отношении заявленной цели программы, нахождение конкретных путей действия, озарения о жизни в целом, улучшение эмоционального состояния, повышение коэффициента интеллекта и уровня компетентности. К сожалению в рамках методик высшего образования подобные результаты недостижимы. Как правило наоборот — за время обучения в ВУЗе IQ студента снижается, его способность действовать и скорость решения проблем тоже, а если в учебном заведении используются ложные данные (как например на факультетах психологии, маркетинга или кризисного управления), то выпускник запутывается и по окончании учёбы вынужден искать правдивую информацию самостоятельно, что абсурдно.

Так как же работает супервайзер при проведении коучинговой программы? С чем вы столкнетесь, попав в его руки? Вот некоторые аспекты методики.

  1. Он использует в работе лишь проверенные инструкции. Что ж, это главное отличие. Никакой отсебятины: стандарты, регламенты, учебники, руководства. Где брать такие инструкции — разговор отдельный и относится к области компетенции супервайзера. В тех областях, где нормальных инструктивных материалов отродясь не было, он поможет их создать. Однако слишком часто руководители проявляют самоуверенность, заявляя, что никто ещё не описал тот или иной вопрос. Большинство стандартов управления предприятием неизвестны потребителю, и тем не менее существуют. А о решении личностных проблем известно на сегодняшний день всё, и инструкции вполне доступны.
  2. Он вежлив. Это неотъемлемая часть технологии. Человек пришел, чтобы разобраться с трудностями, и если он расстроен, супервайзер не будет выходить из себя, понимая, что клиенту и так трудно.
  3. Он устраняет препятствия к пониманию, как только сталкивается с их проявлениями. Обладая ноу-хау, в котором полностью описаны все барьеры к усвоению данных и методы их устранения, супервайзер вооружен «до зубов». Клиент, который действительно сотрудничает а не просто издевается (бывают и такие), никогда не исчерпает набор приемов помощи в обойме супервайзера до того, как эта помощь сработает.
  4. Он поощряет вас моделировать ситуации до тех пор, пока вы полностью в них не разберетесь. Это делается по специальной методике, до тех пор, пока клиент «на тренажере» не проживет ситуацию с достаточной для его индивидуального понимания степенью подробности.
  5. Он не будет с вами спорить. Он найдет, какой термин вы с ним понимаете по-разному, обратится к словарю и на основании этого сумеет договориться. Как сказал Вольтер: «Если хотите спорить со мной, дайте вначале определение терминам».
  6. Он не будет вам потакать. Жёсткость и настойчивость супервайзера берут основу не в его раздутом самомнении, а в уверенности, приобретенной тяжким трудом и базирующейся на знании точной технологии. В итоге вас ждут озарения.
  7. Он использует жесткое расписание и дисциплину. Что способствует!
  8. Он использует словари. Вы их полюбите всей душой. После того, как возненавидите. И сразу после того, как осознаете, что ваш словарный запас стоит подтянуть.
  9. Он не читает лекции и ничего не объясняет. Всё что он мог бы вам сказать у него записано. Так что уловка «вы мне это не так говорили» не проканает. Супервайзер всегда использует индивидуальный подход, он никогда не работает одновременно со всей группой.
  10. Он не придумывает вопросы. Это было бы созданием сценария по ходу пьесы. Все вопросы записаны заранее.
  11. Он знает ответы. Не потому, что «самый умный», просто он подготовился.
  12. Он знает, как вас проверить. Контроль качества — стандартная часть технологии.
  13. Он точно знает, что будет с вами в конце программы. И ведет вас к стандартному результату, не довольствуясь суррогатом или браком.
  14. Он никогда не будет оценивать для вас информацию, но попросит вас сделать собственную оценку. Информация ценна настолько, насколько была рассмотрена в контексте реальных ситуаций. Чужие оценки тут не помогут. Лишь вам решать, как вы примените то или иное данное.
  15. Он никогда не обесценит то, что вы ему скажете. Если вы что-то считаете истиной, значит это истина для вас. Если вы смотрите недостаточно широко, он просто направит ваше внимание на другой вариант ситуации.
  16. Супервайзер строго следует принципам конфиденциальности. На этом базируется доверие и откровенность, которая крайне важна в коучинге.
  17. Его квалификацию и репутацию легко проверить, так как супервайзеры лицензируются ассоциацией, в которой всегда можно навести справки о любом из них.

Для тех, кто хочет связать свою жизнь с работой на поприще коучинга тоже есть хорошая новость. На супервайзера легче научиться, чем на обычного коуча (и несравненно легче, чем на преподавателя ВУЗа). Так как программа более стандартна и не требует способностей волшебника. А следовательно риск неудачи сводится к минимуму. Обучение на супервайзера занимает пару-тройку месяцев, если у вас изначально высокий IQ (который всегда вырастает в процессе данного обучения).

Этот формат более перспективен для использования в отделах квалификации предприятий, опять же из-за прозрачности технологии. При помощи данного подхода вы сможете с невероятной скоростью и эффективностью готовить сотрудников к выполнению работы на местах, а также исправлять любые ошибки, допущенные ими в ходе работы.

А с точки зрения рынка более стандартизированная форма всегда имеет больше перспектив развития и широты распространения. Так что вы будете слышать о супервайзерах коучинга всё чаще и чаще.

P.S. Эта статья написана не с рекламной целью, а с целью популяризации полезного явления. Про подготовку супервайзеров можно подробнее прочитать на нашем сайте в разделе «Реорганизация бизнеса».


Вадим Мальчиков
Президент Академии Вадима Мальчикова

Экскурсия по отделу работы с персоналом

Экскурсия по отделу работы с персоналом

Видео-сессия со специалистом, продолжительностью около 90 минут. Покажем: нашу воронку найма, CRM, скрипты, регламенты, систему адаптации новеньких и планового обучения персонала, систему коррекции ошибок и контроля качества, ответим на вопросы.

  • Воронка найма
  • Система адаптации и стажировки
  • Система внутреннего обучения персонала
  • Система инспекций и коррекции качества
  • Тренировки работы в CRM
  • Работа персонала по скриптам

Заявка на экскурсию по отделу работы с персоналом

Только для владельцев бизнеса и директоров

Нажимая кнопку «Отправить» вы соглашаетесь с нашим Пользовательским соглашением и Политикой конфиденциальности