+7 (499) 938-95-70 (Москва)

+7 (958) 538-34-58

с 9:00 до 18:00 по будням

Возврат инвестиций в малом бизнесе

от | Методы управления людьми

Каждый, кто вкладывал деньги в бизнес, рассматривает срок возврата инвестиций в качестве главного показателя эффективности. В терминах окупаемости рассуждают о сделках девелоперы. Первое, что интересует венчурных инвесторов, когда у них просят деньги на стартапы — планируемые сроки возврата инвестиций.

Владельцы малых предприятий редко рассматривают вложения в маркетинг как инвестицию. Подчас они просто выделяют определенную сумму (даже не процент от дохода) на маркетинговую акцию, а после оплаты ждут повышения дохода. Который либо растет, либо нет. Ну, если получили рост, то повезло. Если нет, то надеемся, что каким-то мифическим образом это маркетинговое действие (по факту инвестиция) ляжет в копилку «исходящего потока», и утешаем себя тем, что когда-нибудь количество перейдет в качество.

Этот подход примитивен. И хотя доля правды в нем есть, то не такая уж большая, как думают некоторые бизнесмены, которые «знают о бизнесе все, только вот проблемы с деньгами никак не прекращаются».

Если вы покупаете бизнес-актив, например объект коммерческой недвижимости, то будете стараться отследить его окупаемость. Кто-то умеет это делать, кто-то нет. А иные даже не пробовали.

Вы можете использовать старую формулу: прибыль в отношении к инвестированному капиталу. В административной технологии традиционно используется такой инструмент, как статистика — им очень легко управлять (методы управления на основании статистики подробно осваиваются на коучинговой программе «Управление взлетом»). Но даже для тех бизнесменов, которые не знакомы с формулами управления бизнесом по статистикам, самым наглядным и применимым инструментом управления были бы графики, показывающие рост или падение показателя. Вспоминается пример, как в 90-е годы один мой друг, директор завода, повесил каждому рабочему в цеху над станком график, на котором отмечалось количество его еженедельного производства. Уже через месяц не искушенные в управленческих технологиях работяги с интересом играли друг с другом в «у кого график быстрее растет», что мгновенно сказалось на показателях всего завода. Наглядность вывешенного графика, который отмечался еженедельно, мотивировала сама по себе.

Эффективность инвестиций в маркетинг считается точно так же, как если бы вы финансировали многоэтапный бизнес-проект.

На еженедельном графике следует отмечать параллельно два показателя — затраты на маркетинговый проект и доход (желательно маржу, а не валовую выручку) от реализации этого проекта. Получится две линии на одном графике. Для наглядности их удобно отмечать разными цветами.

Есть несколько нюансов, о которых нужно помнить.

При такой системе оценки нельзя путать доходы от разных проектов. Например, вы продвигаете валенки, и отмечаете на графике затраты на продвижение валенок, так как именно они для вас являются паровозным товаром. При этом доход вы считаете по всей компании, то есть включая продажу велосипедов, спичек и носовых платков. Это может быть некорректно, так как вообще не факт, что другие товарные группы куплены в результате того, что люди пришли в магазин за валенками и прихватили по дороге пару велосипедов. Возможно валенки вообще не продаются.

Я много раз просил клиентов провести исследования эффективности их рекламы. Приведу интересный пример, реальный случай. В рекламу вкладывалось много денег, доходы росли и бизнесмен считал, что делает все правильно. Но реальный опрос 100% клиентов, купивших продукцию компании за последние несколько месяцев (период роста) показал, что практически ни один из них даже не видел рекламы (весьма затратной). Все они пришли двумя путями: либо их привел сотрудник отдела телемаркетинга (холодная обзвонка по открытым источникам), либо они пришли по рекомендации старого клиента. Не было ни единого клиента, который бы заявил, что его заинтересовала реклама и лишь 5% клиентов вообще видели рекламу, но она их не заинтересовала по их словам.

Стоило ли полностью отменить затраты на рекламу? Если задача состояла бы в том, чтобы удержать обороты на том же уровне, то можно было бы полностью снимать ту рекламу, которая делала фирма. Единственно, что бы произошло — это экономия. Но я бы не стал убирать фонд рекламы, я бы лишь снял те виды распространения, которые не принесли отклика. Отменил бы их к чертям собачьим. И вложил бы освободившийся бюджет в другие виды продвижения, в первую очередь усилив те каналы, которые уже принесли успех: телемаркетинг и рекомендации. А также экспериментировал бы с новыми, постоянно проводя опросы и получая обратную связь — что дает отклик, а что не дает.

Этот пример демонстрирует, что на одном графике должна быть показана прямая причинно-следственная связь между продвижением и доходом, ПОЛУЧЕННЫМ В РЕЗУЛЬТАТЕ ИМЕННО ЭТОГО ПРОДВИЖЕНИЯ. Разумеется это касается не сделок, которые тянутся минимум по полгода от появления клиента на линиях до первых денег. Тогда следовало бы увязывать бюджет продвижения с количеством откликов от нужной публики, но опять же полученных лишь В РЕЗУЛЬТАТЕ ДАННОГО ПРОДВИЖЕНИЯ.

В подавляющем большинстве предприятий малого бизнеса этот показатель продемонстрирует вам реальную картину эффективности рекламы. И даже больше — наличия или отсутствия маркетинга как явления.

Некоторые руководители возмущались: «Такие графики не показательны, мы не видим никакой связи!» Нет, друзья, они очень даже показательны. Просто неприятно смотреть прямо на то, что в маркетинге ты ноль, и твои действия и затраты вообще никак не влияют на спрос. И доход у нас высокий только «под Новый год», что потом и кормит нас весь оставшийся «несезон».

Для непрофессионалов замечу, что сезонный спад бывает лишь у конкретного товара или услуги. У компании, в которой есть квалифицированный маркетолог, «несезона» просто не бывает. Всегда можно найти товар и услугу, у которых сезонность в противофазу. А в некоторых случаях — другой тип публики, у которого спрос в противофазу. Но это отступление от темы статьи.

Как же именно отмечать расходы и доходы? Понедельно. Возьмите расходы на маркетинг за прошедшую неделю. И доходы от реализации маркетинговой программы за ту же неделю. Отметьте их на графике. Доходы должны превышать расходы.

Вы можете заметить, что маркетинг не работает так быстро — люди не реагируют в тот же день. Это верно. Графики будут показывать расхождение на одну, две, три или шесть недель в зависимости от типа бизнеса. Однако при успешном маркетинге вы не получаете «рубль дохода за рубль продвижения». Доход должен как минимум в пять или даже в десять раз превышать затраты на маркетинг. Если вы начнете вести такой график, вы тут же увидите, повторяет линия дохода (с некоторым отставанием) линию инвестиций, или они вообще не связаны ни с чем, кроме государственных праздников и периода отпусков (что говорит о полнейшем отсутствии маркетинга, и это тоже ценная информация, так как может открыть на что-то глаза).

Специально, чтобы сделать акцент на ценности инвестиций в маркетинг, мы выстроили нашу коучинговую программу для владельцев бизнеса «Профессиональный маркетинг» так, чтобы она окупала вложенные в ее прохождения средства до того, как будет закончена. Программа состоит из четырех блоков. Зачетный стандарт для перехода с третьего блока на четвертый (который называется «Стратегический маркетинг», рассказывает о конкурентной борьбе и предлагает на выбор 63 стратегии для разного типа предприятий) — участник программы должен окупить ее, благодаря упражнениям первых трех блоков. Только доказав таким образом, что он теперь умеет зарабатывать деньги при помощи маркетинга, он допускается к высшему уровню.

Программа проходится несколько месяцев по «методу сэндвича»: теория, реальное применение, теория, реальное применение. В итоге примерно 4 месяца. Таким образом окупаемость достигается за несколько месяцев ученической работы. Что обещает в дальнейшем, при наборе опыта применения маркетинговых инструментов, рост доходов по экспоненте. Вот она — та «удочка, вместо рыбы», про которую столько говорят.

И согласитесь: несколько месяцев — весьма недурный срок окупаемости инвестиции. В недвижимости и в венчурных капиталовложениях прекрасным сроком считается период окупаемости в три-четыре года.

Резюме. Какую бы маркетинговую активность вы не вели, будь то действия по продвижению, PR, организация событий, коммерческие командировки, реклама в интернете или даже обучение маркетингу — всегда считайте срок окупаемости инвестиций на вложенный капитал. Это называется мудростью.

Еще почитать

Жизнь или смерть бизнеса в кризис

Жизнь или смерть бизнеса в кризис

Давайте возьмём обычного предпринимателя, владельца бизнеса, который борется за выживание. 
Наёмные сотрудники видят его красивый джип и знают, что он живет в неплохой квартире. Да и дача за городом у него — не избушка на курьих ножках, а нормальный дом. В отпуск на моря. Казалось бы — не это ли предмет для зависти?

читать далее
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС 2020. Как вести себя владельцу малого бизнеса,  чтобы не обанкротиться, а увеличить активы.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС 2020. Как вести себя владельцу малого бизнеса, чтобы не обанкротиться, а увеличить активы.

Этот кризис будет особенным, я думаю более затяжным, чем все предыдущие. По одной простой причине — он коснулся всех до единого стран на планете, чего раньше никогда не было. Раньше сидят немцы, попивают шнапс, и смотрят на кризис недвижимости в США. Сейчас проблемы у всех сразу и одновременно. Доигрались.

читать далее
Как бизнесмену защититься от паразитов и мошенников (различных лайф-гуру и прочих тоник-роббинсов)

Как бизнесмену защититься от паразитов и мошенников (различных лайф-гуру и прочих тоник-роббинсов)

Времена такие. Смутные, тяжкие. Всем хочется ваших денег. Без обид. Людей можно понять. Простить — вряд ли, но понять можно. Прощения не заслуживают гельминты, которые называют себя бизнес-гуру, но таковыми не являются.

читать далее
Достижение полной финансовой свободы

Достижение полной финансовой свободы

Как желанна свобода! Многие ее сулят, но не многие могут показать подлинный путь к ней.
Что такое свобода? Отсутствие барьеров. Но полное отсутствие барьеров означало бы вместе с тем конец игры и счастья.

читать далее
Как бизнесмену выйти из операционки и не заниматься микроменеджментом

Как бизнесмену выйти из операционки и не заниматься микроменеджментом

Если руководитель хочет освободиться от операционки, то к гадалке не ходи: он выполняет целый ряд действий, которые в идеале должен делать кто-то другой.

читать далее

0 Комментариев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нас в социальных сетях:

+7 (499) 938-95-70 (Москва)

+7 (958) 538-34-58

с 9:00 до 18:00 по будням

Наш адрес:

127486, Москва, отель «Holiday Inn», Коровинское шоссе 10, стр. 2, подъезд 3, этаж 3, офис 20
Как проехать

Покупка в рассрочку — простой, удобный и современный способ покупки услуг в интернет-магазине.

Преимущества:

  • Для оформления покупки и рассрочки вам не нужно выходить из дома;
  • В 95% случаев решение по рассрочке принимается за 2 минуты;
  • Не требуется первоначальный взнос;
  • 0% переплаты — вы платите банку только сумму покупки без процентов банку.

Условия для оформления рассрочки:

  • Рассрочка доступна гражданам России в возрасте от 18 до 70 лет;
  • Сумма рассрочки — от 3 000 до 200 000 рублей;
  • Первоначальный взнос — 0%;
  • Срок рассрочки — от 3 до 12 месяцев;

Купить услуги в рассрочку очень просто:

  • При оформлении заказа выберите способ оплаты «Купить в рассрочку» и подтвердите заказ;
  • Заполните заявку и получите решение ОНЛАЙН в течение 1–2 минут;
  • Подпишите договор с представителем Банка Тинькофф;
  • Получайте услуги и погашайте ежемесячный платеж без комиссий.

По вопросам, связанным с одобрением рассрочки, обращайтесь в АО «Тинькофф Банк» на горячую линию:

8 (800) 555-08-08 (звонок по России бесплатный, круглосуточно).

Реквизиты | Пользовательское соглашение и Политика конфиденциальности

© 2006-2022 Академия Вадима Мальчикова. Все авторские права защищены законом.